Сплав(рафтинг) по реке Кубань
Река Кубань описание:
Кубань (длина более 870 км) берет начало со склонов Эльбруса и впадает в Азовское море. В верховьях типично горная река, в среднем и нижнем течении — равнинная. Кроме летнего половодья на реке наблюдается 6 — 7 паводков в год. Летний паводок многоводнее весеннего из-за усиленного таяния льдов и сезонных снегов в горах. Средний годовой расход в районе Армавира — 160 м3/сек, в районе Краснодара — около 100 м3/сек. Средние уклоны на описываемом участке реки составляют от 2 м/км в районе Невинномысска до 0,1 м/км в нижнем течении.В продольном профиле Кубани плесы чередуются с многочисленными перекатами, отчего наряду со значительными глубинами (более 10 м) встречаются и мелководья даже в низовьях, а скорости течения колеблются от 2- 2,5 м/сек в верхней части реки до 0,3- 0,5 м/сек в нижней.
Сплав по реке Кубань
Протяженность сплава — около 140 км; продолжительность может быть до — 5-6 дней; III категория сложности; сезонность — апрель-октябрь; средства сплава — байдарки, надувные лодки, плоты, катамараны.
Сплав можно начинать от истока реки Кубани (49-й км шоссе Карачаевок — Учкулан, место слияния рек Уллу-Кам и Учкулан) у аула Учкулан, куда добираются на рейсовом автобусе из города Карачаевска или на попутной машине.
Ниже Учкулана Кубань течет быстрыми протоками в глубоком, узком, безлесном ущелье. Здесь много каменистых шивер — перекатов (обычно это наносное образование), подвесных мостов — некоторые из них низко нависают над водой.
От поселка Эльбрусский долина реки, еще более узкая и живописная, поросла смешанным лесом. Кубань здесь после слияния с правым притоком реки Худее собирается в одно русло, шиверы становятся мощными, появляются пороги — каменистые участки в русле, образованные выходом плотных горных пород или нагромождением моренных валунов (непременная принадлежность порога — крутой, часто ступенчатый перепад, возникающий в результате размыва мягких грунтов дна), прижимы или навал воды на крупные валуны, метровые валы. В русле и вдоль берегов встречаются камни с острыми гранями
Перед Красным мостом через реку выше устья левого притока реки Даут (26-й километр шоссе Карачаевок — Учкулан) — сложный перекат. В двух километрах ниже, у висячего моста, находится порог, который обязательно следует разведать, особенно если сплав осуществляется на байдарках или надувных плотах.
В 14 км выше Карачаевска начинается 1,5-километровый каньон Аман-Хит (Аман-Ныхыт) -самое серьезное препятствие по всему маршруту Кубани. Каньон отличается большим обилием крупных валунов и скальных обломков в русле, крутыми сливами, пенными ямами между камнями, высокими валами воды с запрокидывающейся вершиной.
Наиболее сложен для туристов-водников нижний участок каньона от километрового столба 36/13 шоссе Карачаевск — Учкулан, где река оставляет мало времени на маневрирование среди огромных глыб. Успех прохождения здесь во многом определяется правильным входом в порог, поэтому перед прохождением необходима предварительная тщательная разведка всего каньона.
Между каньоном и аулом Каменномостским — серия шивер, следующих почти непрерывно одна за другой. Шиверы насыщены камнями, некоторые из них имеют характер порогов — это круто падающие участки с надводными камнями, требующие четкого маневра. Валы в шиверах достигают высоты полутора метров.
Перед Каменномостским в сужении реки, образованном выходами скальных пород, находится порог, которому водники дали название „Верхний Каменномостский". Ориентиром служит здание с трубой на правом берегу Кубани в 500 м выше порога, за которым необходимо причалить к берегу для разведки.
Порог представляет собой короткое (около 25 м) крутое падение русла с множеством подводных камней, вспенивающих поток. Сплав более надежен слева от огромного камня в центре реки.
В километре ниже по течению реки расположен порог Желоб, где Кубань, прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении 70 м почти равномерно падает на 6 м. Лишь в середине порога — крутой полутораметровый свал воды. Для байдарок порог непреодолим, на плотах и лодках — сплав вдоль левой стенки. Ниже Каменномостского река течет одним каменистым руслом в голой, безлесной долине, часто вздыбливаясь затяжными шиверами.
За Карачаевском, приняв слева реку Теберду, мощная полноводная Кубань образует несколько сильных прижимов под козырьки песчаника в крутых изгибах русла. Здесь туристы должны обратить серьезное внимание на прохождение опасных порогов искусственного происхождения: Бывшая плотина, Арматурный и Печка. Порог Бывшая плотина у поселка Правобережное опасен торчащими из воды рельсами. Оптимальная линия движения здесь меняется в зависимости от уровня воды, поэтому перед сплавом порог необходимо просмотреть. Порог Арматурный, который расположен примерно в 1 км выше станицы Красногорской, можно преодолевать вдоль левого берега, так как справа из воды торчат рельсы. В 2 км ниже порог Печка — огромная снесенная водой печь в струе, от которой, учитывая большую скорость течения реки, нужно своевременно уходить.
Далее течение реки опасности не представляет, шиверы встречаются редко. У села Важное Кубань делится на несколько рукавов, забитых снесенными корневищами и деревьями, а затем, остановленная плотиной, разливается водохранилищем у города Усть-Джегута.
Около водохранилища ближе к осени в результате спада воды у берегов Кубани возникают илистые отмели, препятствующие выходу на твердый берег.
Далее, до Черкесска, — протоки, мели, перекаты, быстрины.
При сплаве на надувных лодках и надувных плотах понтонного типа маршрут по Кубани можно удлинить на 10 км, пройдя в большую воду нижний участок основного истока Кубани — реки Уллу-Кам. Река здесь до устья правого притока — Уллу-Хурзука течет быстро и спокойно, препятствий, кроме перекатов, нет. В одном километре ниже устья Уллу-Хурзука начинается 6-7-километровый порожистый участок с крутым (свыше 20 м) падением и множеством крупных камней в русле. Прохождение этого участка без разведки недопустимо.
Фотографии сплава на реке Кубань
Карта района реки Кубань